ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛИСТ - ЗНАЧИТ, ПРОФЕССИОНАЛ?

Есть мнение, что профессионализм журналиста можно оценить его известностью, то есть - сколько у него читателей или зрителей. Так работает эффект присоединения к большинству: «Наверное, этот журналист - эксперт в своей области, у него такая большая аудитория. Не могут же все ошибаться!»
ТАТЬЯНА КЫРКАЛОВА

I. Какие вопросы задают журналисты

Я
решила разобраться, действительно ли это так работает, например, в области интервью. В ходе своего исследования я проанализировала 1000 вопросов десяти признанных журналистов и выяснила, что более
80% вопросов на их интервью — слабые.

Отсюда возникает проблема: у начинающих журналистов нет эталона — им не на кого равняться, не с кого брать пример, а слабые вопросы и неразвивающие интервью продолжают плодиться. О развитии зрителей никто не думает.

Далее я подробно расскажу о том, какие вопросы я называю сильными и слабыми и что я имею в виду под развитием зрителей.
Я решила разобраться, действительно ли это так работает, например, в области интервью. В ходе своего исследования я проанализировала 1000 вопросов десяти признанных журналистов и выяснила, что более 80% вопросов на их интервью — слабые.

Отсюда возникает проблема: у начинающих журналистов нет эталона — им не на кого равняться, не с кого брать пример, а слабые вопросы и неразвивающие интервью продолжают плодиться. О развитии зрителей никто не думает.

Далее я подробно расскажу о том, какие вопросы я называю сильными и слабыми и что я имею в виду под развитием зрителей.

Слабые вопросы

Все 1000 вопросов, которые я проанализировала, я поделила на две группы. Первые — развивающие, они приносят пользу зрителю, помогают решить его проблемы. Второй тип — не развивающие вопросы. Они, как правило, задаются для рейтингов.
Для начала поговорим про слабые или неразвивающие вопросы. Их можно разделить на такие категории:

  • Ведущий спрашивает о бытовых мелочах типа «Вы просыпаетесь рано или любите поспать подольше?», чтобы получить неожиданный ответ для себя.

  • Ведущий задаёт вопрос-эмоцию, чтобы взволновать героя и, опять же, получить ответ для себя.

  • Ведущий задаёт вопрос-провокацию, чтобы получить сенсацию, вызвать шок и, что называется, хайпануть.

  • Ведущий затрагивает большую философскую тему типа «что такое любовь?» Зачем? Чтобы поспорить с героем, потянуть время и получить мнение.

Примеры откровенно слабых вопросов

Актёры волнуются по поводу того, что происходит в театре?
Владимир Познер

Маяковский для тебя очень важный поэт?
Дарья Златопольская, Белая Студия

Ты была на Камчатке? Летишь туда? Какие планы?
Тина Канделаки

Какие чувства вы испытали, когда прочитали пост на Facebook, в котором вас в шутку предлагали выдвинуть на пост президента РФ?
Николай Солодовников, ещёнепознер

Как можно дружить с таким количеством людей?
Николай Солодовников, ещёнепознер

Сильные вопросы

А сильный вопрос — это какой? Тот, который решает задачу принести зрителям пользу, а не вызвать у них эмоции. Например, подталкивает героя интервью дать рекомендации, которые можно повторить или совет, помогающий не совершать ошибок при принятии решений, - жизненных и профессиональных. Сильные, а по-другому — развивающие вопросы приносят пользу зрителю и помогают ему решить какую-то проблему.
Информация про сильные и слабые вопросы изложена в видео
Коэффициент полезности интервью Юрия Дудя, где в первой части видео идет подробное описание того, какой вопрос можно отнести к качественным, а какой - нет.
Подробнее о приёмах, которые помогут задать сильный вопрос, изложено ниже. А сейчас давайте обратимся к пирамиде.

Пирамида качества вопросов

На самом верху находятся те вопросы, которые смело можно назвать развивающими. Они направлены на то, чтобы выявить решения для профессиональных задач. К сожалению, их меньшинство.

Ниже стоят вопросы, посвящённые бытовым задачам. Их уже больше.

Ещё ниже — так называемые вопросы, заданные "для себя", то есть для удовлетворения собственного любопытства. Выгоду от них получает лишь задающий.

И самый низкий уровень — вопросы-эмоции, провоцирующие героя интервью. Ответы на них являются поводом для сенсации.

II. Рейтинг журналистов по качеству вопросов

П
ринято считать, что журналист — это человек с высокими моральными качествами, честный и образованный. Он беспристрастно освещает события и публикует информацию только из проверенных источников. А на
основании этой информации он может самостоятельно сделать выводы и поделиться ими с аудиторией. По этим критериям можно оценить уровень профессионализма, например, репортёра. Но как быть с другими отраслями журналистики?

Возьмём интервью. Существует множество точек зрения на этот жанр, и сложно прийти к окончательному выводу. Кого считать эталоном? Какими должны быть вопросы? И наконец — какова главная цель интервью?

Чтобы разобраться во всём этом и провести анализ, нужны критерии. В нашем случае это вопросы, которые журналист задаёт гостю. О развивающих и неразвивающих вопросах мы уже поговорили. Введём новое понятие, которое поможет оценить нам уровень профессионализма журналистов
:

КПИ — коэффициент полезности интервью, то есть отношение развивающих вопросов ко всем вопросам, заданных на интервью.
Принято считать, что журналист — это человек с высокими моральными качествами, честный и образованный. Он беспристрастно освещает события и публикует информацию только из проверенных источников. А наосновании этой информации он может самостоятельно сделать выводы и поделиться ими с аудиторией. По этим критериям можно оценить уровень профессионализма, например, репортёра. Но как быть с другими отраслями журналистики?

Возьмём интервью. Существует множество точек зрения на этот жанр, и сложно прийти к окончательному выводу. Кого считать эталоном? Какими должны быть вопросы? И наконец — какова главная цель интервью?

Чтобы разобраться во всём этом и провести анализ, нужны критерии. В нашем случае это вопросы, которые журналист задаёт гостю. О развивающих и неразвивающих вопросах мы уже поговорили. Введём новое понятие, которое поможет оценить нам уровень профессионализма журналистов
:

КПИ — коэффициент полезности интервью, то есть отношение развивающих вопросов ко всем вопросам, заданных на интервью.
По каждому журналисту проведен анализ 100 вопросов, а затем высчитывается, сколько из них оказались развивающими. Так выводится КПИ. Этот показатель может варьироваться от 0 до 1, где 0 — это все вопросы слабые, а 1 — все вопросы направлены на развитие зрителя.

Например, КПИ у Юрия Дудя оказался 0,05. А у Елизаветы Осетинской, ведущей программы "Русские норм!" о людях из России, которые добились успеха — 0,76. Видите разницу?

Рейтинг — это хороший способ наглядно продемонстрировать, какие цели ставит перед собой журналист, хочет он просто собрать просмотры или заботится о том, чтобы из его интервью зрители узнавали полезную информацию.

Вы можете посмотреть подробные разборы вопросов следующих журналистов:

Юрий Дудь
Владимир Познер
Дарья Златопольская

III. Как задать качественный вопрос

15 приёмов для составления сильных вопросов, которые были выведены мной в процессе анализа качества интервью российских журналистов, будут полезны как начинающим журналистам, желающим проводить сильные интервью, так и зрителям, если они хотят отличать развивающий контент от контента, который заставляет их деградировать.
15
приёмов для составления сильных вопросов, которые были выведены мной в процессе анализа качества интервью российских журналистов, будут полезны как начинающим журналистам, желающим проводить сильные интервью, так и зрителям, если они хотят отличать развивающий контент от контента, который заставляет их деградировать.
1. Задать ориентир
Зачастую люди не знают, кого можно считать образцом, поэтому им важно понять, на кого ориентироваться, кого брать в качестве ролевой модели профессионала. Соответственно, с помощью этого вопроса вы подталкиваете героя интервью к тому, чтобы он привёл пример — образец такого специалиста.

Чтобы усилить вопрос такого типа, попросите героя провести сравнение эталона, например, со среднестатистическим представителем профессии. Также имеет смысл расспросить героя о критериях, по которым он определяет подобный эталон.

Пример: «Есть ли кто-то из бизнесменов, кто является для тебя примером?» [1]
2. Формула успеха
Цель вопросов этого типа — узнать у героя историю его пути, творческого, профессионального или даже жизненного. Вы подталкиваете интервьюируемого к тому, чтобы он объяснил, как он достиг результата. Как повторить этот успех — непонятно. Теперь же, после ответа героя интервью, результат окажется разбитым на шаги, этапы, и воспроизвести его будет легче.

Пример: «У тебя есть какая-нибудь формула или принципы инвестирования?»
«Как получилось, что вы сделали Вконтакте?» [1]
3. Опыт, который можно воспроизвести
Как гласит латинская пословица, опыт — это наилучший учитель. Большинство ситуаций, в которые мы попадаем, не уникальны, и с ними уже сталкивались другие люди. Изучите биографию героя интервью, чтобы выделить переломные моменты — вопрос можно строить на их основании, чтобы люди, которые посмотрят интервью, смогли воспользоваться этим опытом и применить его к собственной жизни.

Пример: «В какой момент дети теряют самоощущение? Как остаться мудрым и взрослым?» [2]
4. Нерешённые проблемы
В любой области есть неисследованные темы. Можно задать напрямую вопрос, что ещё предстоит сделать в этой области. Обычно говорить о них не принято. Поэтому можно задать вопрос напрямую либо о том, что ещё только предстоит сделать в этой теме, как её развивать, либо какие проблемы уже всплыли, но решить их ещё не удалось.

Софико Шеварднадзе спросила у Ольги Усковой, предпринимательницы и основательницы компании Cognitive Technologies: «Встаёт вопрос: чем дальше, тем больше мы будем терять какие-то когнитивные навыки — писать, учить языки. Получается, искусственный интеллект становится умнее, а мы тупее?» [3] Это как раз пример нерешённой проблемы — технологии развиваются, и из-за того, что отпадает необходимость выполнять определённые действия, в некоторых сферах человечество деградирует. Что с этим делать и во что в будущем это выльется — неизвестно.
5. Просто о сложном
Есть ряд тем, о которых широкая аудитория имеет достаточно поверхностное представление, так что вопросы такого типа направлены на, что называется, ликвидацию безграмотности. Отвечая на них, эксперт понятным языком объясняет тему, непонятную, неизвестную или сложную для широкой аудитории. В качестве примера приведу вопрос Владимира Познера: «Не все наши зрители знают, что такое Холокост. Объясните, что значит это слово» [4].

Но найти, что значит какое-то слово или понятие, можно и в интернете. Ваш вопрос получится гораздо сильнее, если будет направлен на выявление причин каких-то событий или ситуаций. На интервью Елизаветы Осетинской с Львом Левиевым прозвучал вопрос:

«На твой бизнес должен хорошо повлиять закон о хранении данных в России. Как ты к нему относишься? Он полезный или вредный? Что изменится, хранятся мои данные в России или нет?» [1]
6. Прогнозы
Многим хотелось бы узнать, что ждёт нас впереди, и заглянуть в будущее, поэтому вокруг него много слухов и необоснованных предположений. Пусть, отвечая на ваш вопрос, эксперт сделает прогноз в какой-либо области на основании имеющихся у него знаний. Зачастую у журналистов вопросы-прогнозы касаются экономической или политической ситуации.

Журналист Николай Солодников, ведущий ютуб-канала «ещёнепознер», на интервью с политологом Екатериной Шульман задал ей такой вопрос:

«Если подводить предварительный итог, какой образ <президента> максимально близок к тому, который необходим нам в 2024 году?» [5]

Чтобы усилить вопрос этого типа, спросите у гостя, чем обусловлено его предположение, на что он опирается, делая прогноз, как в ещё одном вопросе Николая Солодникова:

«Какие есть основания предполагать, что в 2024 году выборов не будет?» [5]
7. Провалы и ошибки
«Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки», — говорил Теодор Рузвельт. Задача вопросов про ошибки и провалы — предостеречь зрителя от неприятного опыта, который испытал герой интервью. Ответы на эти вопросы помогут избежать подобных ошибок.

Чтобы усилить такой вопрос, нужно поинтересоваться у гостя интервью не только про сам провал или ошибку, но спросить совета, что нужно сделать, чтобы не допустить их. Например: будь у вас возможность заново пережить этот опыт, чтобы вы сделали по-другому, чтобы избежать провала?

Также полезно выяснить у гостя обстоятельства провала — как, где, по какой причине это произошло, чтобы человек, который попадает в похожую ситуацию, смог сориентироваться в ней и знал, как действовать.

Пример: «Когда у вас был первый неуспех, связанный с благотворительностью?» [6]
8. Вопрос-тезис
Интервью — это не всегда только вопросы. Не менее важны тезисы, наводящие героя на рассуждения и собственный пример. Подходящий тезис можно составить, взяв за основу факт из биографии героя. В качестве примера приведу тезис Дарьи Златопольской. Он прозвучал на интервью с актёром Александром Петровым.

«Сыграть военного того времени для любого артиста очень сложно, потому что было много великих фильмов на эту тему и потому что это такая неизбывная наша боль, что чтобы к этому прикасаться - это тот самый вопрос правды - надо очень сильно очистить себя. Ты рассказывал, что ты ходил по комнате часами, настраивал себя» [7].
9. Выводы
Хотелось бы учиться на чужих ошибках, но не всегда получается осознать и собственные. Часто люди продолжают спотыкаться и набивать шишки на одном и том же месте, потому что не смогли сделать верные выводы из ситуации. Вопрос этого типа направлен именно на это — в своём ответе герой интервью расскажет о приобретённом опыте и выводах, которые он сделал.

Пример: «Какой вывод как писатель ты сделал, проработав революцию 1917?» [8]
10. Научные знания, прямо применимые к жизни
Есть мнение, что знания ценны ровно настолько, насколько их можно применить к реальной жизни, а это умеет делать далеко не каждый. Особенно, если речь идёт о чём-то абстрактном, например, о новейших разработках в некоторых областях науки. Цель этого вопрос в том, чтобы своим ответом эксперт связал между собой, казалось бы, вещи, иногда далёкие друг от друга — науку и жизнь.

Классическим примером применения таких знаний стала ситуация с коронавирусом. Мир погрузился в неопределённость, привычные условия жизни изменились, но некоторым людям помогли сохранить почву под ногами знания о том, как работает наш мозг. Ведь понимая, в каких ситуациях человек чувствует себя комфортно, а в каких наоборот, можно выстроить свою жизнь так, чтобы минимизировать стресс.

Обратимся к вопросу Софико Шеварднадзе, который как раз посвящён неопределённости:

«Мы живём в состоянии непределённости. Хочу спросить у вас, как человеческий мозг реагирует на состояние непределённости, когда ни один паттерн не работает, потому что всё рухнуло?» [9]
11. Понимание глобальных событий
Окружающий мир всегда был загадкой людей, и до сих пор не всегда ясно, как толковать те или иные глобальные события. Каковы были их причины? Что они значат для человечества в целом и для каждого в отдельности? Какие последствия повлекут они за собой? Пускай эксперт поможет разобраться в этом.

Как пример глобального события, опять же, может служить уже упоминаемая пандемия коронавируса. Вопрос Тины Канделаки с ней и связан:

«Насколько, по твоему мнению, пандемия изменила смысл путешествий? Не переходит ли туризм в ту сферу вещей, от которой можно отказаться?» [10]
12. Единичный приём
У многих специалистов есть ряд приёмов, которыми они пользуются в тех или иных ситуациях. Выясните, что это за приёмы. В качестве примера рассмотрим вопрос Ирины Шихман, который был озвучен на интервью с журналистом Михаилом Зыгарем:

«Как происходит, когда журналист ищет политические источники? Как ты втираешься к ним в доверие?» [8]

Как видите, всё просто. Особенно хорошо эти вопросы работают, если направить их именно на профессиональную деятельность героя — в упомянутом вопросе Ирина расспрашивает героя о приёмах, которыми он пользуется как журналист.

Чтобы усилить этот тип вопросов, поставьте гостя в рамки и попросите его назвать определённое количество приёмов. Это поможет ему не растекаться мыслью, говорить кратко и последовательно, что облегчит понимание зрителям.
13. Уточнение
Структура этого вопроса проста: задавая его, журналисты формулируют то, что сказал гость до этого, другими словами. Но, тем не менее, это действенный приём, так как он решает сразу несколько задач. Во-первых, гость интервью понимает, что вы внимательно слушали, а не просто делали вид. Во-вторых, этот тип вопросов помогает понять, правильно ли был понят отвечающий. В-третьих, он наталкивает гостя на дальнейшие рассуждения.

Если тема сложная, то уточняющие вопросы дробят её на маленькие подтемы, которые воспринимаются легче. Приведу пример: когда Софико Шеварднадзе брала интервью у Ольги Усковой, она затронула тему технической сингулярности. Для человека, который первый раз слышит про это, даже само словосочетание «техническая сингулярность» звучит страшно. Поэтому свой вопрос Софико продолжила рядом уточнющих:

«То есть техническая сингулярность это когда искусственный интеллект и роботы, по вашим словам, берут верх над человечеством и в какой-то момент они понимают, что мы им не нужны, и вообще избавляются от нас?»

«То есть всё-таки это вопрос веры? Одни отстаивают, что этого нет, а другие убеждены, что сингулярность наступит» [3]
14. Аналогии
Не всегда ситуация или пример звучат понятно для широкой аудитории. Чтобы упростить понимание, можно привести аналогии. Детей учат считать так: «У тебя было три яблока, ещё два тебе дали. Сколько всего яблок?» Таким образом, на простых бытовых ситуациях ребёнок постигает абстракции, то есть математические операции — сложение или умножение.

Поэтому можно упростить задачу зрителям, чтобы непонятные термины или ситуации прояснились с помощью очевидных примеров.

Предупреждение: это далеко не самый лёгкий тип вопросов — нужно постараться, чтобы его составить. Такие вопросы можно усилить, если, например, провести исторические параллели, ведь бывает так, что знание прошлого помогает понять настоящее и не допустить ошибок, которые были совершены ранее. Обратим внимание на вопрос Софико Шеварднадзе. Он посвящён тому, чем может быть опасно развитие искусственного интеллекта и технической сингулярности:

«Всё это мне напоминает расщепление атома, когда атомная энергетика родилась, и всё это понеслось. Пока не было Хиросимы и Нагасаки, когда мы поняли, что это реально ужас, мы не начали себя сдерживать» [3]
15. Столкновение мнений
Очень часто на одну и ту же тему существует как минимум две противоположные точки зрения, между которыми выбор не очевиден, ведь мир не так однозначен, как кажется. Да и к тому же, чтобы лучше разобраться в какой-то проблеме, нужно взглянуть на неё с разных сторон. Приведите разные позиции, попросите эксперта сравнить их и высказать, с каким из них он согласен и почему.

Этот вопрос полезен зрителям не только потому, что гость интервью может дать в ответе качественную информацию. Ключевую роль здесь играет то, что освещаются разные точки зрения, и выбирая, какая ему ближе, зритель будет развивать критическое мышление.

Пример: «Матриархат был или это миф?» [11]
IV. Итоги
В
се вопросы, которые журналист задаёт на интервью, можно разделить на слабые и сильные. Слабые вопросы не приносят пользы зрителю. Задавая их, журналист преследует такие цели, как, например, удовлетворение
собственного любопытства или создание сенсации, чтобы поднять рейтинги.

Все вопросы, которые журналист задаёт на интервью, можно разделить на слабые и сильные. Слабые вопросы не приносят пользы зрителю. Задавая их, журналист преследует такие цели, как, например, удовлетворение собственного любопытства или создание сенсации, чтобы поднять рейтинги.

Сильные вопросы чаще встречаются в таких интервью, автор которых заботится о развитии зрителя. По результатам моего исследования я могу сказать следующее. Если начинающий журналист хочет проводить развивающие интервью, ошибкой будет:

  • придумывать вопросы на ходу;
  • брать вопросы "из головы";
  • задавать вопросы, на которые эксперт неоднократно отвечал в других интервью;
  • использовать одни и те же шаблонные вопросы.
Я рекомендую воспользоваться 15 приёмами для составления сильных вопросов:

  1. Задать высокий эталон / ориентир,
  2. Формула успеха,
  3. Опыт, который можно воспроизвести,
  4. Нерешённые проблемы,
  5. Провалы и ошибки,
  6. Прогнозы,
  7. Вопрос-тезис,
  8. Выводы,
  9. Сравнение,
  10. Научные знания, прямо применимые к жизни,
  11. Понимание глобальных событий,
  12. Единичный приём,
  13. Уточнение,
  14. Аналогии,
  15. Столкновение двух мнений.
Сильные вопросы чаще встречаются в таких интервью, автор которых заботится о развитии зрителя. По результатам моего исследования я могу сказать следующее. Если начинающий журналист хочет проводить развивающие интервью, ошибкой будет:

  • придумывать вопросы на ходу;
  • брать вопросы "из головы";
  • задавать вопросы, на которые эксперт неоднократно отвечал в других интервью;
  • использовать одни и те же шаблонные вопросы.
Я рекомендую воспользоваться 15 приёмами для составления сильных вопросов:

  1. Задать высокий эталон / ориентир,
  2. Формула успеха,
  3. Опыт, который можно воспроизвести,
  4. Нерешённые проблемы,
  5. Провалы и ошибки,
  6. Прогнозы,
  7. Вопрос-тезис,
  8. Выводы,
  9. Сравнение,
  10. Научные знания, прямо применимые к жизни,
  11. Понимание глобальных событий,
  12. Единичный приём,
  13. Уточнение,
  14. Аналогии,
  15. Столкновение двух мнений.
Источники:
1. Русские норм! Сооснователь «ВКонтакте» впервые рассказал об истории сети, ссоре с Дуровым и громкой сделке // YouTube URL: https://youtu.be/WGWBDgrFbSg

2. Телеканал Культура. Такаси Мураками / Белая студия / Телеканал Культура // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GX_aWUbKbSc

3. Просто о сложном с Софико Шеварднадзе: как наука меняет человечество. Гость — Ольга Ускова // Яндекс.Эфир. URL: https://yandex.ru/efir?stream_id=4bcc768dde4aa0459330..

4. Первый канал. Гость Александр Асмолов. Познер. Выпуск от 27.01.2020 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7gtcN_EUTgk

5. ещёнепознер. Екатерина Шульман: выбирает преемника Путина и обижает всех #ещенепознер // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rJrdOXmdiIk

6. А поговорить? Константин Хабенский о смелости: занять пост Табакова, защитить Голунова, спасать больных // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=f2WfpQ1IKIQ&t=1s

7. Телеканал Культура. Александр Петров / Белая студия / Телеканал Культура // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mu8mbxg5EcE

8. А поговорить? Михаил Зыгарь: как, читая историю, перестать беспокоиться и начать жить // YouTube. URL: https://youtu.be/VKT8h9HT1-A

9. Просто о сложном с Софико Шеварднадзе: как выживать в мире неопределённости? // Яндекс.Эфир. URL: https://yandex.ru/efir?reqid=1607354849778186-1427216..

10. RTVI Новости. Зарина Догузова: «Отпуск и путешествие исторически не ассоциировались с отдыхом внутри России» // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qMwpcuj7OfY&t=2122s

11. А поговорить? Станислав Дробышевский. Мужчина всегда главный? Матриархата никогда не было? // YouTube. URL: https://youtu.be/dEthxyFsbV8