7 ПРИЁМОВ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ КРЕАТИВНОЕ КНИЖНОЕ ФОТО
В интернете существует огромное количество блогов, где люди рассказывают о прочитанных книгах. В этой области большая конкуренция, поэтому новичку будет не так-то просто войти в неё. Но есть одна лазейка: большинство людей публикуют обыкновенные фото — это я и моя книга. Поэтому можно отличиться от других с помощью необычных фотографий.

Мы проанализировали фото, которые публикует петербургский книжный магазин «Подписные издания» у себя в инстаграме — их профиль можно считать эталоном в плане креативных кадров — и выделили приёмы, которые помогут сделать так, чтобы ваши фотографии цепляли глаз и вызывали отклик у читателей.

7 ПРИЁМОВ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ КРЕАТИВНОЕ КНИЖНОЕ ФОТО
В интернете существует огромное количество блогов, где люди рассказывают о прочитанных книгах. В этой области большая конкуренция, поэтому новичку будет не так-то просто войти в неё. Но есть одна лазейка: большинство людей публикуют обыкновенные фото — это я и моя книга. Поэтому можно отличиться от других с помощью необычных фотографий.

Мы проанализировали фото, которые публикует петербургский книжный магазин «Подписные издания» у себя в инстаграме — их профиль можно считать эталоном в плане креативных кадров — и выделили приёмы, которые помогут сделать так, чтобы ваши фотографии цепляли глаз и вызывали отклик у читателей.

Материал подготовили участницы КЛУБА УМНЫХ ДЕВОЧЕК: Анастасия Вдовкина, Ксения Короткевич, Татьяны Кыркалова, Анастасия Мещерякова
Приём 1: воспроизвести на фото узнаваемую сцену или образ, понятный многим людям
Приём 1: воспроизвести на фото узнаваемую сцену или образ, понятный многим людям
Пример №1
Обратимся к фотографии, рекламирующей биографию Алана Рикмана, актёра, сыгравшего Северуса Снегга в фильме «Гарри Поттер». Авторы воспроизвели сцену из фильма, и это вызвало отклик у читателей.

В данном случае приём сработал потому, что сцена, где Снегг прижимает к себе Лили, убитую Волан-де-Мортом — очень популярная. Её помнит практически каждый, кто смотрел «Гарри Поттера». Если бы авторы фото выбрали случайную, не запоминающуюся сцену, эффект был бы не таким впечатляющим.

Ещё один момент, который играет важную роль — детали. Именно благодаря им читается посыл. Пример важной детали: молодой человек похож на Северуса Снегга цветом волос и одеждой. Если бы на фотографии фигурировал блондин, одетый в джинсы и толстовку, он бы не вписался в контекст.

Также важно, что обстановка такая же, как в фильме. Действие происходит в комнате, есть колыбелька, из которой торчит рука Гарри. Например, если бы ту же самую сцену отсняли в лесу или в центре города, потерялась бы суть. Было бы непонятно, что хотят сказать авторы фото.
Пример №2
Следующий пример — фотография фантастического романа «Контакт». Книга о том, как был получен разумный сигнал из космоса. Идею контакта людей и инопланетян авторы передали с помощью рук, которые тянутся друг к другу. Здесь читается отсылка к картине Микеланджело, которую видели даже те, кто незнаком с искусством.
Пример №2
Следующий пример — фотография фантастического романа «Контакт». Книга о том, как был получен разумный сигнал из космоса. Идею контакта людей и инопланетян авторы передали с помощью рук, которые тянутся друг к другу. Здесь читается отсылка к картине Микеланджело, которую видели даже те, кто незнаком с искусством.
Пример №3
И, наконец, третий пример — фотография романа «Мастер и Маргарита». На ней сцена встречи Мастера и Маргариты. Сцена читается за счёт детали — знаменитых жёлтых цветов. Также на фото есть трамвайные пути, которые играют важную роль в сюжете. Эти отсылки уже посложней, чем, скажем, в примере про Северуса Снегга. Но этот роман — классика, с ним знакомы многие люди, поэтому приём сработал.
Как действовать, чтобы приём сработал?
I. Выбрать узнаваемую сцену или образ, который вы собираетесь воспроизвести. Несколько идей, что можно изобразить на книжном фото:

• Если вы делаете фото с классическим произведением, можно воспроизвести популярную сцену оттуда. Важно выбрать такую сцену, про которую слышали многие люди. Мы предполагаем, если бы кто-нибудь повторил сцену с Раскольниковым и старухой-процентщицей, эффект был бы великолепный.

• Можно взять деталь с известной картины и повторить её на вашем фото, если она вписывается в контекст. В вышеописанном примере такая деталь — руки с картины Микеланджело. Эта рекомендация хорошо сработает, если книга, фотографию которой вы делаете, про искусство.

• Также можно сыграть на стереотипе или ассоциации, близкой людям. На фотографии ниже авторы воспроизвели такую ассоциацию: «В Петербурге красивые парадные».

Пример №4

II. Продумать детали.

Это важный пункт, потому что именно за счёт деталей будет «считываться» то, что вы хотели передать на фотографии. Поэтому неточность может всё испортить. К деталям относится:

• Одежда, причёска и макияж героя;
• Локация, в которой вы будете делать фото;
• Атрибуты (например, на фото с Мастером и Маргаритой — цветы).

Предостережения.

Главная ошибка, которую можно допустить — выбрать сцену или ассоциацию, которая не очевидна другим людям. В таком случае они не поймут, что именно изображено на фотографии, и она не вызовет эмоциональный отклик.

Чтобы не прогадать со сценой или ассоциацией, попробуйте протестировать её и опросить ваших знакомых, с чем у них ассоциируется, например, роман «Мастер и Маргарита».
Приём 2: сделать фото с аномальным количеством предметов
Приём 2: сделать фото с аномальным количеством предметов
Пример №5
Фото с книгой — распространённое явление. А что если книг на фотографии будет несколько? А если их будет очень много? Это уже поинтересней!

Давайте рассмотрим следующую фотографию. На ней молодой человек на фоне множества книг. Из-за этого кадр цепляет глаз. Ведь если бы герой фотографии сидел на фоне одноцветной стены, было бы скучно.

Необязательно на фотографии должно быть аномальное количество именно книг. В некоторых случаях это может сделать фото банальным. Представьте ситуацию: человек хочет сфотографировать книгу в необычном месте, но первая локация, которая приходит ему в голову — библиотека или книжный магазин. Ведь именно там много книг, и снять кадр в этой локации кажется ему оригинальным.

Получается, что множество книг на фоне — не самое креативное. Но конкретно на том фото это смотрится здорово, ведь герой фотографии изображает писателя.
Пример №6
Ещё один пример: в названии книги уже есть аномальное количество — Золушки, и авторы фото название обыграли. Для этого они сфотографировали несколько девушек и их туфельки. А представьте, какой был бы эффект, если бы девушек было ещё больше — например, пятьдесят!
Пример №6
Ещё один пример: в названии книги уже есть аномальное количество — Золушки, и авторы фото название обыграли. Для этого они сфотографировали несколько девушек и их туфельки. А представьте, какой был бы эффект, если бы девушек было ещё больше — например, пятьдесят!
Пример №7
Небольшая подсказка:

Также можно сделать фотографию с предметом непривычно большого размера. Например, на фото мы видим огромную антенну. Это интересно, потому что обычную телевизионную тарелку или антенну видели все, а такую огромную — нет!
Предостережения

I. Избегайте банальностей.

Во-первых, не стоит использовать аномальное количество предметов, которых и так всегда много. Например, фото на фоне клумбы с цветами, скорее всего, не получится необычным. Хотя разные клумбы бывают.

Во-вторых, если сфотографироваться с предметом, который и так большого размера в повседневной жизни — скажем, грузовик, это не будет оригинально.

II. Используйте контраст, чтобы подчеркнуть размер большого предмета.

Вспомним фото, где на фоне огромная антенна. Там её размер понятен из-за того, что рядом с ней сидит девушка. Видно, что антенна большая, а девушка маленькая. Если бы девушки там не было, аномальный размер антенны был бы не так очевиден.
Вы не можете утверждать что A сделано из B, или наоборот.
Любая масса — это взаимодействие.
Ричард Фейнман, нобелевский лауреат
Приём 3: добавить взаимодействия
Приём 3: добавить взаимодействия
Вы уже познакомились с двумя приемами создания креативных фотографий: аномальное количество одинаковых предметов и воспроизведение узнаваемой сцены из книги.

А что, если нет возможности воспользоваться этими приёмами? Нет костюмов, внешности того или иного героя, сотни книг или цветов… Что делать в этом случае?

Взаимодействуйте с книгой, предметами, другими людьми! Покажите в кадре любое действие, которое будет ассоциироваться с книгой. Например, разговор, спор, танец — всё, на что хватит фантазии!

Небольшая подсказка:
Важно, чтобы это действие было не стереотипным, как, например, чтение этой же книги. Такая фотография есть у многих людей, и этим никого не удивишь. Вместо этого можно изобразить, что вы обсуждать эту книгу с кем-то, показываете в ней что-то…
Как действовать, чтобы приём сработал?
I. Выбрать действие, которое вы покажете в кадре.

Можно взять это действие с обложки книги, как это сделали участники аккаунта «Подписные издания». На обложке книги люди перешептываются между собой. То же самое делают и люди на фотографии.

Усиление: попробуйте использовать на фотографии ту же цветовую гамму, что и на обложке книги.

Ещё один нюанс, который добавляет визуальную привлекательность фотографии: есть центр — девушка, а остальные участники фото группируются вокруг неё.

Этот приём использован на этих двух фотографиях. Пример № 8 и № 9
Пример №10
А в следующем примере действие взяли из названия книги. Название книги — «Без очереди», поэтому на фотографии люди воспроизвели очередь. Обратите внимание, что все они не просто стоят, а каждый занимается своими делами: кто-то читает, кто-то скучает, кто-то проталкивается… Благодаря этому фотография выглядит более живой.

II. Набрать команду для съемок.

Конечно, будет эффектнее смотреться, если вы выберете 5 и больше человек, как в примере про очередь. Но и с двумя людьми тоже можно придумать интересное взаимодействие.

III. Выбрать костюмы и локацию для съёмки

Можно использовать повседневную одежду, если она вписывается в контекст фотографии, а можно повторить образ с обложки книги.

Что касается локации: посмотрите на обложку книги и на задний фон — они идентичны. Очень интересно! Правда, можно потратить много времени и сил, чтобы повторить этот ход. Ведь не факт, что вы быстро найдёте похожее место. Пример №11
II. Набрать команду для съемок.

Конечно, будет эффектнее смотреться, если вы выберете 5 и больше человек, как в примере про очередь. Но и с двумя людьми тоже можно придумать интересное взаимодействие.

III. Выбрать костюмы и локацию для съёмки

Можно использовать повседневную одежду, если она вписывается в контекст фотографии, а можно повторить образ с обложки книги.

Что касается локации: посмотрите на обложку книги и на задний фон — они идентичны. Очень интересно! Правда, можно потратить много времени и сил, чтобы повторить этот ход. Ведь не факт, что вы быстро найдёте похожее место. Пример №11

Пример №12
Предостережения

Может показаться, что взаимодействие — это всегда групповые фото. Необязательно это так. Взаимодействовать можно и с предметами. Например, девушка на фото ниже пишет на большом листе бумаги. Это тоже взаимодействие.

По отдельности групповые фотографии смотрятся необычно. Но если профиль состоит только из них, такие фото перестают выделяться, а лента профиля выглядит разляписто. Стоит чередовать этот приём с другими.
Приём 4: создать эффект незаконченного действия
Приём 4: создать эффект незаконченного действия
Пример №13
Фотография получится креативной, если в кадре будет незаконченное действие. Например, это может быть предмет, который вы подбросили. На этой фотографии эффект движения возникает благодаря фотоаппарату, который летит прямо в зрителя. Фото вызывает эмоции ещё и потому, что фотоаппарат — это не тот предмет, который принято подбрасывать. Первая мысль, которая приходит в голову:
«А что если он упадёт?!»

Рассмотрим следующий пример: на фото молодой человек пишет. В кадре есть движение. Такой эффект создаётся за счёт падающих листов, а также из-за скомканной бумаги вокруг героя — мы понимаем, что автор зачёркивал, выбрасывал, начинал сначала...
Пример №14
То есть эффект незаконченного действия могут создавать не только движущиеся предметы, как, например, летящая бумага или фотоаппарат. Можно подобрать такой неподвижный предмет или же позу, которая покажет, что человека только-только оторвали от занятия, чтобы сделать кадр. Наглядный пример таких поз — следующее фото.
Пример №14
То есть эффект незаконченного действия могут создавать не только движущиеся предметы, как, например, летящая бумага или фотоаппарат. Можно подобрать такой неподвижный предмет или же позу, которая покажет, что человека только-только оторвали от занятия, чтобы сделать кадр. Наглядный пример таких поз — следующее фото.
Небольшая подсказка:

Необязательно бросать предметы. Попробуйте добавить на фотографию живое существо, поймать момент, когда оно находится в движении, и тогда кадр получится более динамичным.

Обратимся к следующей фотографии. Авторам удалось не просто заснять взлетающих голубей издалека, но и зафиксировать момент, когда голубь находится близко к камере. Поэтому стоит искать такие ракурсы, при которых движение выглядит ярким и размашистым.

Предостережения

Не стоит выбирать банальные действия. Скажем, обычной фотографией в прыжке уже никого не удивишь. А вот на фото ниже девушка прыгает, а плёнка благодаря её размерам добавляет кадру объёма.

Пример №15 и №16
Лица актрис должны быть книгами, которые могут читать люди. А если твоё лицо застыло на какой-то мине, не оживает от эмоций и мыслей, которые ты должна выражать, то что же это за книга?
Жюльет Бинош, актриса,
обладательница премии «Оскар»
Приём 5: проявить эмоции
Приём 5: проявить эмоции
Бывает так, что в профиле много интересных фотографий. Но всё равно кажется, что с ними что-то не так. Хотя все предыдущие рекомендации соблюдены. Возможно, фото выглядят не живыми, не натуральными, так как на них не хватает эмоций.

Чтобы это исправить, изобразите любую сильную эмоцию — например, страх, гнев, восторг, отвращение… Главное, чтобы эмоция не смотрелась наигранно. Но также можно экспериментировать — попробуйте изобразить утрированную эмоцию, если это уместно.

Фото будет смотреться интереснее, если вы используете приём «Воспроизвести узнаваемую сцену из книги» и вплетаете эмоцию в эту сцену. Вспомним фото книги «Рикман» с Северусом Снеггом и Лили. Там герой фотографии изображает отчаяние.
Как действовать, чтобы приём сработал?
I. Выберите эмоцию, которую вы будете показывать.

Если вы делаете фото с друзьями, неважно, одинаковую или разные эмоции вы выберете. Рассмотрим две фотографии. На первом фото все люди изображают разные эмоции. Каждый показывает свою, потому что это перекликается с темой книги. Книга называется «Тезаурус эмоций».

На втором фото эмоция у всех практически идентичная. Тут она тоже связана с названием книги «Hate». Люди изображают ненависть. Обратите внимание на позы и выражения лиц — они утрированы, и благодаря этому фотография вызывает физические ощущения.

У каждой из двух фотографий есть своё настроение и динамика. Важно отметить, что выбор эмоции, которую вы собираетесь изобразить, не зависит от количества людей на фото.

Пример №17
Пример №18
II. Придумайте, как передать эмоцию

Это не всегда удаётся легко. Скорее всего, придётся потренироваться, чтобы ваши эмоции выглядели натурально и другие люди понимали, что именно вы пытаетесь передать. Попробуйте порепетировать перед зеркалом или изучить методики, по которым тренируются актёры. Например, методику Станиславского.

Предостережения

Если эмоция, которую человек показывает, скомканная и недостаточно яркая, она может не прочитаться — никто не поймёт, что именно человек пытается изобразить, и фото так и останется тусклым. Эта проблема решается путём тренировок и постоянной практики.

Также не стоит постоянно демонстрировать на фотографиях одну и ту же эмоцию. Лучше чередовать их, чтобы каждый раз это было что-нибудь неожиданное. Например, на одном фото показали восторг, на следующем — ужас, ещё на одном — отчаяние и боль.
Пример №18
II. Придумайте, как передать эмоцию

Это не всегда удаётся легко. Скорее всего, придётся потренироваться, чтобы ваши эмоции выглядели натурально и другие люди понимали, что именно вы пытаетесь передать. Попробуйте порепетировать перед зеркалом или изучить методики, по которым тренируются актёры. Например, методику Станиславского.

Предостережения

Если эмоция, которую человек показывает, скомканная и недостаточно яркая, она может не прочитаться — никто не поймёт, что именно человек пытается изобразить, и фото так и останется тусклым. Эта проблема решается путём тренировок и постоянной практики.

Также не стоит постоянно демонстрировать на фотографиях одну и ту же эмоцию. Лучше чередовать их, чтобы каждый раз это было что-нибудь неожиданное. Например, на одном фото показали восторг, на следующем — ужас, ещё на одном — отчаяние и боль.
Приём 6: использовать паттерн
Приём 6: использовать паттерн
Пример №19
Паттерн — это повторяющиеся цвета, геометрические формы, объекты. Например, кресла в кинотеатре, как на этой фотографии — они одинакового цвета, и их много.

Благодаря паттернам фотографии выглядят более стильными. Ведь когда на фото есть единый мотив, связывающий между собой разрозненные предметы, картинка смотрится цельной.

Обратимся к следующему примеру. Фон фотографии выглядит точно так же, как и обложка книги — треугольный кусочек неба в обрамлении домов. Это тоже можно считать паттерном.

Пример №20
Фотографию книги «Где бьётся сердце Петербурга?» мы уже рассматривали в контексте приёма 1 «Сыграть на стереотипе или ассоциации», но она также подходит, чтобы лучше понять, что такое паттерны и как их использовать.

На этом фото паттерн — лестница, уходящая вниз. И точно такой же паттерн на обложке. Авторы фото наложили их друг на друга, и получилось, что книга не просто повторяет фон, а она — его часть, продолжение.

Ещё один паттерн — пол парадной.
Фотографию книги «Где бьётся сердце Петербурга?» мы уже рассматривали в контексте приёма 1 «Сыграть на стереотипе или ассоциации», но она также подходит, чтобы лучше понять, что такое паттерны и как их использовать.

На этом фото паттерн — лестница, уходящая вниз. И точно такой же паттерн на обложке. Авторы фото наложили их друг на друга, и получилось, что книга не просто повторяет фон, а она — его часть, продолжение.

Ещё один паттерн — пол парадной.
Как действовать, чтобы приём сработал?
I. Найти паттерн, который вы хотите использовать в фотографии.

Можно использовать формы, цвета и объекты, которые уже были до вас — лестница и пол в парадной или кресла в кинотеатре. А можно создавать паттерны самостоятельно. Например, если на фотографии несколько человек, попробуйте одеться в один цвет.

II. Выбрать главный объект фотографии.

Фото выглядит интересней, когда в нём есть не только повторяющийся мотив или узор, но и главный объект, контрастирующий с этим фоном.

Давайте вспомним фотографию со множеством красных кресел. На ней также есть молодой человек, одетый в чёрное. Он — главный объект на фото, и он выделяется среди красных кресел. С ним фотография выглядит интересней и привлекательней, чем если бы книга просто была сфотографирована на фоне кресел.

Предостережения

Добавить паттерн в свою книжную фотографию не всегда просто. Есть некоторые ошибки, которые можно допустить.

I. Выбрать слишком маленькое количество одинаковых объектов, так что это даже не будет считаться паттерном. Например, если бы молодой человек сидел на фоне пары-тройки кресел, фотография бы не смотрелась бы так эффектно. Чтобы избежать этой ошибки, старайтесь заполнить паттерном весь кадр или его большую часть.

II. Главный объект сливается с фоном. Если это не специальный приём, то выбирайте такой объект, чтобы он контрастировал с фоном. Например, если фон тёмный и узорчатый, человека, например, лучше одеть в белую однотонную одежду.
Приём 7: повторить образ героя с обложки
Приём 7: повторить образ героя с обложки
Пример №21
Чтобы сделать такую фотографию, придётся хорошенько подготовиться — выбрать место, найти или купить предметы с обложки. Чем точнее у вас получиться воспроизвести образ героя, тем интересней будет выглядеть фотография.

На этом фото у героини точно такой же пончик, как на обложке, а также обе девушки имеют похожие черты лица, цвет волос и помаду.

Ещё один пример, когда внешность человека на фотографии такая же, как у героя на обложке. Как видите, это смотрится необычно и цепляет глаз. Так что будет здорово, если вы найдёте того, кто будет похож на героя с обложки.
Заключение
Воспользуйтесь перечисленными приёмами, чтобы ваши фотографии с книгами получались креативными. Если сделать фото, сочетая несколько приёмов, оно произведёт больший эффект.

Также не стоит применять одни и те же решения на каждой фотографии — чередуйте их, чтобы каждый раз получался результат, неожиданный для ваших читателей.

Ещё раз перечислим приёмы, о которых шла речь в статье:

  1. Воспроизвести известную сцену, образ или стереотип;
  2. Добавить аномальное количество предметов;
  3. Добавить взаимодействия;
  4. Создать эффект незаконченного действия;
  5. Добавить эмоций;
  6. Добавить паттерн;
  7. Воспроизвести образ героя с обложки.